Наш дом начинается с парадной

В жилом комплексе “Апрель” мы строим дома с парадными, а не подъездами.

08.05.2018

13:48

471

Поделиться

Наш дом начинается с парадной

В жилом комплексе “Апрель” мы строим дома с парадными, а не подъездами. Почему? Для этого не нужно обращаться к словарю русских слов, достаточно вспомнить историю и наложить ее на современное обустройство среды для жизни.

Спасибо за “парадные”, Питер! (или Дело вовсе не в лингвистике ... а в особенностях Петербургской застройки)

Во все времена имперской России в различных домах Петербурга существовало несколько подъездов к дому. Следовательно внутри дома располагалось несколько лестниц.  Среди них была главная, она же парадная лестница. Ей могли пользоваться гости и хозяева. Боковые и черные лестницы вели к различным служебным помещениям: кладовые, комнаты для прислуг, кухня. После революции дворцы и дома стали использоваться иначе. Теперь вместо одной семьи в них поселились нуждающиеся семьи. Поэтому в домах устроили тотальную перепланировку: возводили дополнительные перегородки, увеличивали количество квартир и уменьшали их площадь. С тех пор понятие “парадной” перестало активно использоваться. Все лестницы теперь ведут к квартирам равноправных жителей.

Вернемся к нашим парадным

Мы привыкли воспринимать свой дом как что-то, что защищает нас от внешнего мира. 

Но дом может начинаться гораздо раньше. Он может начинаться со двора, с бульвара возле дома, с парадной. Гораздо приятнее возвращаться домой и уже при входе в дом чувствовать уют и тепло. Мы поговорили с Дмитрием Зелениным, руководителем арт-группы “Цвет города”. Вместе с талантливыми художниками они уже не первый год создают целые произведения искусства на улицах нашего города.

ПС: Почему начали работать с застройщиками, ведь казалось бы, с помощью искусства можно исправить ошибки и вдохнуть новую жизнь в старые здания. Но в новых домах что не так?

Дмитрий: Мы начали как раз со старых домов. Был проект под названием "Парадный подъезд". Мы приходили в старые панельные дома и рисовали в подъездах. Разрисовали порядка 70 подъездов. Так мы давали понять, что подъезд - это тоже часть дома, и он имеет право быть уютным. И это сработало. Там начали появляться цветы. Застройщики это заметили. И Партнер-Строй в первую очередь обратил внимание на арт-объекты. Так решили реализовать проект "Цветы". Вообще, мы говорили об идее парадного подъезда. Мы когда отправляемся в Питер в первую очередь идем смотреть Невский, Неву и парадные подъезды. ПАРАДНЫЕ подъезды Питера. Заходишь туда и сразу ощущаешь себя в Доме с “большой буквы”. А в Советском Союзе строили подъезды. Быстро пробежал по темному коридору и оказался в каморке своей. Вот чем отличается “парадная” от “подъезда”. Сейчас тема парадных стала возвращаться. Застройщики уделяют все больше внимания именно этому домовому пространству. Мы сейчас, например, работаем с застройщиками Краснодара и Самары. Разрабатываем дизайн МОПов, делаем акцент на уюте, чтобы в подъезде было светло и приятно находиться, чтобы там можно было спокойно вещи оставить или растения. Чтобы для людей, которые в этом доме живут, подъезд тоже был своего рода “домом”. Как бы криво это не звучало. Это пространство должно перестать быть ничьим.  Зона комфорта уже давно стремится выйти за пределы “придверного коврика”. Она стремится дальше : в парадную, во двор, на улицу, в город. Она ровно такая, насколько ты захочешь себе позволить. Именно хочешь, а не можешь. Препятствий, мешающих расширять зону комфорта - своего, своей семьи, детей - в реальности не существует. Все барьеры в голове и в ленивой заднице на диване.

“Это пространство должно перестать быть ничьим.  Зона комфорта уже давно стремится выйти за пределы “придверного коврика””

ПС: Влияют ли арт-объекты на эмоциональное состояние человека? откуда вообще пришло это веяние?

Дмитрий: Если совсем углубляться в истоки, то первыми объектами первобытного искусства были, безусловно, сооружения религиозного назначения - идолы, позже статуи и храмы богов. Сооружая истуканов на острове Пасхи, огород из камней в Стоунхендже - это ведь тоже, в какой-то степени работа художника, скульптора. Все они, так или иначе были, работали именно на эмоциональное состояние человека - вызывали благоговение и трепет. Арт-объект просто ради красоты, эстетики пространства появился сравнительно недавно - во времена эпохи Возрождения, когда диктат церкви отступил перед эволюцией. Истуканов в виде вождей мы (имею в виде человечество) и сейчас продолжаем ставить, в этом плане мы от "пасховитян" совсем недалеко ушли. Но сам термин "арт-объект" это уже больше именно сегодняшнее явление - под ним мы понимаем все, непохожее на советскую монументальную скульптуру, все, что идет отдельно от идеологии и канонов.

"Арт-объект" - под ним мы понимаем все, непохожее на советскую монументальную скульптуру, все, что идет отдельно от идеологии и канонов”


ПС: В одном из интервью, вы говорили, что мы привыкли видеть мусор вокруг и это для нас стало нормальным. Есть ли сдвиги в этой теме?

Д.: Это простая психология - если мы рождаемся в доме с окном на помойку, то к зрелым годам мы настолько свыкаемся с этим, что она уже не воспринимается как нечто вопиющее и неправильное, ведь она же всегда здесь была! Но определенные сдвиги, безусловно, заметны, мы стали более активны, неравнодушны, внимательны к пространству, в котором живем. Это общероссийский тренд на урбанистику, он очень заметен даже в реакции властных институтов по отношению к городу и горожанам. К примеру, недавно, наш губернатор, открывая молодежный мультицентр в Тобольске, прямо сказал - организовывайтесь и начинайте активно заниматься городскими пространствами. Это уже год как вышло с гражданских уровней на уровень государственный.

“Мы стали более активны, неравнодушны, внимательны к пространству, в котором живем”


ПС: Что может сделать каждый из нас, чтобы создать уникальную позитивную атмосферу места, где мы живем? и как вы думаете, каким должно быть пространство, чтобы оно вдохновляло и определяло настроение?

Д.: В первую очередь - самая простая чистота. Чтобы это понять, достаточно, прямо сейчас - прибрать на столе, за которым работаешь. Убрать лишние предметы, вытереть пыль. Вот вам и настроение. И арт-объекты, как таковые - это уже вишенка на торте - сама по себе скульптура не создаст вам никакой эстетики, если будет стоять на помойке. Хотя, с другой стороны, может сыграть роль "золотого гвоздя" - может сподвигнуть обитателей территории на приведение окружающего пространства в соответствующий вид.

“Арт-объекты - это вишенка на торте”